СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ
«ЕДИНСТВО ВСЕХ И УНИКАЛЬНОСТЬ КАЖДОГО»
Проект направлен на решение проблем детей с особыми образовательными потребностями, что становится с каждым днём всё более актуальным для специалистов, работающих в сфере образования, психологии, медицины и иных общественных институтов Забайкальского края, ориентированных на решение вопросов развития человека.
Актуальность проекта заключается в его социальной значимости. Проект реализуется в социальном партнерстве РОО «Союз театральных деятелей» Забайкальского края с психодраматическим народным театром «Оранжевое настроение» (руководители Алфёрова С.С., Заслуженный деятель искусств Читинской области, Заинчковский А.В., Заслуженный артист России), и является уникальным для Забайкальского края, поскольку осуществляет интеграцию слышащих и неслышащих людей, разного возраста, в т.ч. детей, социального и профессионального статуса, что позволяет окунуть воспитанников ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края в атмосферу непринужденного общения, создавая им условия благоприятной социальной адаптации. В проекте задействовано 19 самодеятельных актеров. Основным результатом проекта станет постановка спектакля, являющегося синтезом нескольких жанров искусства: музыкального, современной живописи, танца (пластика). Автор картин, на которых основано воплощение спектакля, художник Зорикто Доржиев.
Выбор такой сложной формы не случаен. Повышение качества подготовки детей с потерей слуха к самостоятельной жизни в современном обществе напрямую зависит от возможностей их саморазвития, поскольку в основе развития ребенка с недостатками слуха лежат не только внешние факторы, коррекционные воздействия, но и внутренние закономерности, глубинные стремления, личностные установки.
Театральная деятельность дает возможность воспринимать интонацию и образцы речи, подражая партнеру, контролировать собственные действия, сочетать все в единое целое. Происходят достаточные изменения в позитивную сторону и в личностном развитии: ребёнок усваивает правила поведения в обществе, нормы общественной морали. У него появляются более высокая самооценка и самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера, формируются мотивы деятельности. Важнейшими условиями формирования личности слабослышащего ребёнка является общение с взрослыми и сверстниками, включение в разные виды деятельности. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личностных особенностей неслышащего и слабослышащего ребенка, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают педагогически организованные условия:
- создание полноценной художественной деятельности детей (игровой, театрализованной, коммуникативной и др.), наполнение ее необходимыми материалами, атрибутами;
- включение неслышащего и слабослышащего ребёнка в беседу, диалог, театрализованную деятельность;
- участие в полноценных спектаклях совместно со слышащими и т.д.
Такая работа формирует у детей с нарушениями слуха представления об окружающем мире, корректируют их представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, нормах поведения, учит видеть проявления различных качеств в поведении других людей, умение понимать их поступки. У детей с нарушениями слуха складывается адекватная самооценка, являющаяся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений, что, в конечном счёте, является положительным стимулом к социализации.
В процессе театральной деятельности учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, осуществляется дифференцированный подход к выбору ролей, привлекая самих детей, создаются благоприятные условия для реализации их творческого потенциала, привлекаются к сотрудничеству родители. Театральная педагогика стимулирует учебную, познавательную, артистическую и естественную речевую деятельность, оказывает преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу.
Специально организованное, целостное образовательно-воспитательное воздействие театральной деятельности может обеспечить активизацию сохранных анализаторов неслышащего и слабослышащего ребенка, компенсацию его сенсорных недостатков, раскрытие позитивных свойств личности, ослабление и преодоление негативных последствий нарушения слуховой функции в сфере психической регуляции и межличностных отношений.
Цель проекта: консолидация усилий общественности в формате социального партнерства на формирование морально-нравственных и этических качеств личности неслышащих и слабослышащих детей с целью их благоприятной социальной адаптации.
Задачи проекта:
педагогические
- формировать моральные, нравственные, этические качества личности слабослышащего школьника;
- воспитывать культуру чувств и поведения;
- расширять кругозор;
- развивать слуховое восприятие;
- учиться непринужденному полноценному общению;
психологические
- гармонизировать эмоциональную сферу;
- учить управлять эмоциями и чувствами;
- улучшать адаптивные свойства психики и формировать стрессоустойчивость детей с ОВЗ в социальной среде;
творческие
- учить доверять партнеру;
- обучать основам актерского мастерства;
- постигать основы пластики и танца;
- учить ассоциативной трактовке современной живописи и пониманию поэзии.
Основные мероприятия по проекту
содержательные: репетиционная деятельность, психологическое сопровождение, групповые и индивидуальные тренинги, занятия по пластике и танцу, разработка и создание сценических костюмов, реквизита, постановка спектакля, выступления на различных площадках города и края и др.
научно-методические: разработка методических рекомендаций по организации театральной деятельности с детьми с особыми потребностями, организация и проведение консультаций, мастер-классов, обучающих семинаров для педагогов, занимающихся с детьми с ОВЗ, выпуск рекламной продукции, сопровождение сайта (портала) по освещению хода реализации проекта и др.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта станет хорошим стартом для регулярной творческой публичной деятельности детей с ОВЗ, послужит стимулом формирования в местном сообществе установок укрепления социального взаимодействия, выработке общих ориентиров в отношении к людям с особыми потребностями, позволит пропагандировать среди молодежи возможность и необходимость совместной деятельности с людьми с ОВЗ для устойчивого развития нашего края, даст возможность обмена полученным опытом с другими регионами и странами. Выступления со спектаклями на различных площадках города и края, обмен опытом с театральными организациями такого же формата, участие во Всероссийских, межрегиональных конкурсах театральной направленности (при наличии) расширят горизонты и возможности развития детей с ОВЗ.